ukvesna58@yandex.ru Диспетчерская 8 (8412) 45-85-11

РЕКЛАМА НА ФАСАДЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

Немногие знают, что размещение рекламных конструкций на фасадах многоквартирных домов возможно только с согласия собственников, а заработанные при этом деньги можно потратить на нужды дома.

В этой статье ООО «УК Весна» поможет вам ответить на следующие вопросы:

  1. Чем отличается рекламная конструкция от вывески?
  2. Какие последствия наступят за размещение рекламы на жилом доме в отсутствие согласия собственников?

Предлагаем рассмотреть определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. по делу № А66-2528/2018.

Согласно данному определению, за пользование фасадом жилого дома для целей размещения на нем вывесок (информационных табличек) владелец вывески не должен платить собственникам помещений дома, поскольку такие сведения он обязан размещать в силу требований Закона о защите прав потребителей (ст. ст. 9, 10 закона о ЗПП). Все другие конструкции должны быть отнесены к рекламным и могут быть размещены на общем имуществе дома за плату.

Что же такое наружная рекламная конструкция?

Наружной рекламой, как следует из статьи 19 закона о рекламе, является реклама, размещаемая на рекламных конструкциях, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Закон о рекламе выделяет следующие типы рекламных конструкций:

  1. Щиты;
  2. Стенды;
  3. Строительные сетки;
  4. Перетяжки;
  5. Электронные табло;
  6. Проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование;
  7. Воздушные шары, аэростаты;

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договоры о ее установке и эксплуатации с собственником объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Что подразумевается под вывеской? Чем она отличается от рекламной конструкции?

Вывеска - информация, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно - фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Размещение вывески преследует цель известить неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа, довести до сведения потребителя наименование и режим работы. Размещение же рекламной конструкции преследует иную цель - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Для квалификации конструкции как вывески, а не рекламы важно место ее размещения. Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Размещение рекламы на жилом доме в отсутствие согласия собственников

Давайте рассмотрим ситуацию из судебной практики.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме желает разместить рекламную конструкцию на фасаде здания. При этом, данный собственник полагает, что он вправе повесить на жилой дом рекламную вывеску, не спрашивая согласие других собственников помещений, поскольку его нежилое помещение, используемое под магазин, имеет площадь 150 кв.м., а значит, часть наружной стены дома в периметре его помещения, может использоваться по его усмотрению.

Согласно ч. 4 статьи 37 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Внешние несущие конструкции здания являются общей долевой собственностью всех собственников помещений дома вне зависимости от площади занимаемых каждым из них помещений.

Из положений статьи 44 ЖК РФ, ч. 5 статьи 19 закона "О рекламе" следует, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений. Принятие решения о пользовании общим имуществом собственников относится к компетенции общего собрания собственников.

Таким образом, размещение рекламной конструкции на фасаде жилого дома в отсутствие решение общего собрания собственников об этом (принятого большинством голосов – двумя третями от общего числа голосов собственников), не основано на законе. При этом, не имеет правового значения площадь принадлежащего владельцу рекламной конструкции помещения в данном доме.